Памяти Учителя посвящается…
В канун профессионального праздника Дня учителя я с большой теплотой вспоминаю о своей двоюродной бабушке (родная сестра моего деда) Клавдии Васильевне Воробьёвой. Она всю свою сознательную жизнь отработала в сельских школах Мглинского района.
Про таких учителей, как она говорят: отдала своё сердце детям. И это истинная правда.
Она родилась в семье рабочих в 1916 году. В семье было четыре брата и две сестры. Бабушка Клава была старшей дочерью. Поэтому ей приходилось присматривать за тремя младшими братьями, одним из которых и был мой дедушка, и младшей сестрёнкой Тамарой. Клавдия была первой помощницей у отца: он слыл знатным печником в Мглинском районе, а дочку брал на подмогу.
В 1934 году бабушка Клава с успехом окончила семилетнюю школу. По примеру своей тёти, школьной учительницы из села Нивное, отправилась в Брянск, там поступила в педагогические училище, которое почему-то называли Карачевским.
Два года пролетели очень быстро. Учиться было интересно, даже, несмотря на то, что это были голодные, в полном смысле этого слова, годы. Молодые девчонки заготавливали осенью на колхозных полях оставшиеся после уборки капусты кочерыжки, и этими хряпками зимой питались.
Настало время двухгодичной стажировки по направлению в одну из сельских школ. Ведь дипломы тогда выдавались только после прохождения этой стажировки.
Через два года у бабушки Клавы на руках лежало свидетельство об окончании училища и диплом о присвоении звания «Учитель начальной школы». Теперь, как аттестованный специалист с дипломом, она получает назначение в одну из сельских школ под Брянском.
Такое же назначение получает в соседнюю школу и ещё один выпускник этого училища – Фёдор Сидоров. Они учились вместе и решили после окончания учебы пожениться. Это событие произошло 3 августа 1939 года.
В это время Германия напала на Польшу, и в Европе началась война. Вскоре это коснулось и нас. Через пару месяцев Фёдора призвали в армию. А вслед за ним брата бабушки Клавы — Костю.
В ожидании появления на свет первенца бабушка Клава вернулась на малую родину. Ей пришлось похоронить отца и младшую сестру Тамару, которой было девять лет.
Началась война и в город пришли немцы.
При немцах, как ни странно, продолжали работать школы, при этом оставались учебники, из которых только вырезали портреты Сталина и других вождей.
Настал 1943 год… Перед уходом из города, немцы были особенно злыми. Прошёл слух, что они будут поджигать дома. Поджигать «Слободу» -(так в сороковые, да и сейчас частенько называют улицы Володарского и Кирова) собирались начать с крайнего дома – дома моего прадеда — гончара Воробьёва. Тогда прабабушке удалось спасти из горящего дома: старинные настенные часы с боем, зеркало в резной оправе, медный самовар и свой свадебный подарок – большую теплую шаль. А все остальное поглотил огонь.
Началась тяжёлая, голодная жизнь. Все преподавательские места в школе в то время отдавали возвращающимся из эвакуации учителям, а для бабушки Клавы, хоть она и была дипломированным специалистом, места в школах города так и не нашлось. Ей предложили работу в школе в дальней деревушке Хоружовка, спрятавшейся в лесах на Ипути. Работу предложили с предоставлением жилья, на что она с радостью согласилась.
Под школу выделили пустующую в центре деревни хату, разделённую пополам перегородкой. В первой проходной половине стояла печь, и здесь вчетвером: прабабушка, бабушка Клава, мой дедушка и маленький Толя жили, а вторая половина служила классом.
В школе было много детей, их разделили на два класса.
В одном были дети — симилетки, а в другом – дети постарше. И все не умели читать и писать. В обоих классах единственной учительницей была Клавдия Васильевна. На всех уроках присутствовал маленький Толя.
В школу часто приходили женщины, у которых на фронте были мужья или сыновья и просили бабушку помочь написать письмо или прочитать полученное.
Скоро пришла долгожданная победа. Федор Сидоров остался живым и невредимым. Он прошёл всю войну до конца, а после войны не вернулся к семье, а оказался в Тульской области, где у него к тому времени уже была другая семья.
Бабушка Клава перешла работать в другую начальную школу. Там им дали отдельный домик, где они смогли завести корову, гусей и поросёнка. На отложенные учительские гроши, им удалось купить в деревне баню и перевезти её в Мглин, на сгоревшую усадьбу. Прабабушка и мой дедушка перебрались туда, а бабушка Клава и Толя остались в деревне.
Через какое-то время им пришлось менять место жительства. Так как бабушку перевели в семилетнюю школу, находившуюся в селе Красные Косары. На учителей был выделен отдельный домик, где нашлось и для них местечко.
В школу приходили учиться и ребята с других деревень. И в соответствии с новыми требованиями об обязательном семилетнем образовании, добавились и другие предметы. Более того – по каждому из них теперь в конце года предстояла сдача экзамена. Правила были строгие: не сдал экзамен – получаешь задание на лето с пересдачей в конце каникул, не сдал повторно – остаёшься на второй год. В те времена было много таких учеников.
Учиться в восьмом классе Толе пришлось в Мглине, а бабушку Клаву перевели в Дивовскую школу. Была в её жизни и работа в Нетяговкой школе. Была в те давние годы в Нетяговке многодетная семья. Так вот, каждого ребёнка из этой семьи учила Бабушка Клава. Самого младшего мать даже не пустила в семь лет в школу. Только через год, когда у Клавдии Васильевны был набор в начальные классы, этот мальчишечка попал именно к ней. Там она отработала большую часть своей жизни и ушла на заслуженный отдых.
После выхода на пенсию её пригласили работать в посёлке Беловодка. И она с радостью согласилась.
Даже будучи на пенсии она занималась с внуками и внучатыми племянниками разными школьными предметами. Всегда помогала мне делать домашние задания и кормила вкусными пирогами из печки.
Переходя из одной школы в другую, посвятила она народному просвещению многие годы. Бабушка Клава всегда была хорошей учительницей и оставила после себя добрую память у своих воспитанников. Ещё долгое время после окончания ими школы они с благодарностью вспоминали свою первую учительницу. Всегда поздравляли её с днём рождения. Так получилось в её жизни: день рождения выпадал на Новый год. И она всегда говорила: весь год на своих плечах пронесу. Так и выходило. Всегда в домашних хлопотах и заботах обо всех прошла её жизнь.
Её не стало в 2005 году. На могильной плите, кроме имён и дат, написано одно слово: Учитель, изображена полевая, ведущая вдаль дорога, по которой она всю жизнь ходила на работу в школу и полевые цветы – васильки, которые она так любила.
Ольга Лукъяненко
Фото из семейного архива семьи Сидоровых