Мефодий Веремьев: вперед к звездам
Среди множества телефонных звонков в редакцию районной газеты одним из самых запоминающихся стал звонок жительницы г. Дятьково А. С. Моисеенко. Во время разговора Анастасия Степановна рассказала нам об интересной личности, уроженце Брянской области М.Н. Веремьеве, талантливом инженере, долгие годы трудившемся на Уралвагонзаводе.
Благодаря нему состоялось немало космических побед страны. Материал об этом человеке (на основе статьи «Главный по холоду» О. Серебряковой, специалиста Выставочного комплекса ОАО «НПК «Уралвагонзавод») размещен в книге А.С. Моисеенко «И песня не окончена моя…», которая была издана в 2019 году. Предлагаем вниманию читателей данную статью (в сокращении).
Запуск в космос первого человека, облетевшего земной шар вне атмосферы Земли, — одно из самых выдающихся достижений в освоении космического пространства. Восхищен блестящим техническим мастерством тех, кто сделал возможным этот полет, и бесстрашием майора Гагарина», — это лишь один из отзывов, пришедших из разных стран и опубликованных в апреле 1961 года в журнале «Иностранная литература». Весь мир удивлялся тому, что страна, пережившая разруху Гражданской и Великой Отечественной войн, ужасы политических репрессий, словно по мановению волшебной палочки стала первой космической державой. Это ли не чудо! Однако чудо это было подготовлено десятилетиями напряженного труда. Одним из тех, кто своим трудом позволил состояться этому чуду, был Мефодий Николаевич Веремьев. Будущий инженер родился 2 июля 1914 года в семье крестьянина хутора Малахова Брянской области. С пятнадцати лет начал работать, сначала секретарем в сельсовете, затем литейщиком на небольшом предприятии в Мариуполе. В семнадцать Мефодий Веремьев — уже студент машиностроительного техникума. Сразу после техникума был направлен в Бежицкий институт транспортного машиностроения. В 1939 году, после 8 лет учебы, дипломированный специалист поступил на Уралвагонзавод. В то время в промышленности особо ценились практические работники, и Мефодию Веремьеву предложили должность мастера цеха платформ. Активность молодого специалиста не осталась без внимания, вскоре он был назначен старшим мастером конвейера, а в 1940 году — начальником отделения цеха платформ. Однако в конце года Мефодий Веремьев переходит в конструкторский отдел. Неперспективная с карьерной точки зрения работа стала для Мефодия Николаевича настоящим даром судьбы. Он попал в головное в СССР конструкторское бюро по разработке грузовых вагонов, руководил которым Дмитрий Николаевич Лоренцо. С началом Великой Отечественной войны на Уралвагонзаводе прекратился выпуск традиционной продукции. Предприятие получило
шифр «№183» и стало называться Уральским танковым. На месте вагонных конвейеров было налажено массовое производство первоклассных боевых машин — танков Т-34. Конструкторское же бюро во главе с Дмитрием Лоренцо в январе 1942 года переместилось на Алтай, в город Чесноковку, куда уже был эвакуирован с Украины Вагоностроительный завод имени газеты «Правда». Во время войны авторитет Веремьева в коллективе значительно вырос. Главный конструктор назначает Мефодия Николаевича руководителем конструкторской группы, затем заместителем начальника отдела. Лоренцо особенно ценил его умение убеждать собеседников и решительность в отстаивании своих идей и разработок. После возвращения КБ на рубеже 1945-1946 годов в Нижний Тагил Дмитрий Лоренцо все чаще направляет Веремьева в министерства и ведомства. Мефодий Николаевич внес большой личный вклад в создание многоосных цельнометаллических вагонов, выпускавшихся затем на разных заводах страны. Вершиной карьеры в вагонном КБ стало назначение Мефодия Веремьева в июле 1953 года заместителем главного конструктора. Однако и после окончания Второй мировой войны важнейшими аргументами в международной политике оставались мощная армия и современные вооружения. Уральскому заводу имени И.В. Сталина (Уралвагонзавод) была поручена разработка криогенных цистерн для перевозки жидкого кислорода (окислителя ракетного топлива). Директор завода Иван Васильевич Окунев и главный конструктор вагонного КБ Дмитрий Николаевич Лоренцо, будучи любителями технических новинок, приняли новый заказ с интересом и энтузиазмом. На заводе спешно создаются две рабочие группы: конструкторов во главе с Мефодием Николаевичем Веремьевым и технологов во главе с Николаем Гермагеновичем Трутневым. Мнение Веремьева оказалось решающим при разработке теплоизоляции криогенного сосуда. Наиболее эффективным был, конечно, вакуум, однако в СССР он был опробован только в лабораторных условиях. Промышленное освоение изделий с вакуумной изоляцией
на Уралвагонзаводе в отведенные сроки не представлялось возможным. Мефодий Николаевич предложил временно ограничиться мипорой — пенопластом, который использовали в своих цистернах и немцы, и мариупольцы, — но подобрать для нее более оптимальные режимы эксплуатации. Так и было сделано. После решения ключевых задач, связанных с выбором материалов и подбором технологий, конструкторы под руководством Веремьева создали более работоспособную и надежную цистерну. Это стало точкой отсчета в становлении нового подразделения. В том же 1953 году завершались работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной под руководством Сергея Королева, началось строительство космодрома «Байконур». Но старт «семерки» оказался под угрозой срыва из-за отсутствия мощных заправочных средств. Главный конструктор наземного стартового оборудования Владимир Бармин спешно искал разработчиков. К середине 1954 года осталась одна кандидатура — Уралвагонзавод, и без того обремененный госзаказом по серийному выпуску танков, грузовых вагонов да и тех же криогенных цистерн. ОКБ-250 было организовано 1 октября 1954 года, а его главным конструктором назначен Мефодий Николаевич Веремьев. Тагильчан впереди ждало еще одно испытание. Долгожданный старт «семерки» стал аварийным, в неудаче пытались обвинить подвижные заправочные средства Уралвагонзавода. Веремьев убедительно опроверг все обвинения и дал гарантию на успешную работу подвижных заправочных средств при последующих пусках ракеты. После триумфального запуска ракеты Р-7, доставившей на орбиту первый искусственный спутник Земли «ПС1», не осталось и тени сомнения в профессионализме коллектива ОКБ250. Сергей Королев лично внес фамилию Веремьева в список кандидатов на присуждение самой престижной награды СССР — Ленинской премии. После первого полета человека в космос Мефодий Николаевич был удостоен ордена Ленина. Тем самым руководство страны оценило вклад главного конструктора, коллектива ОКБ-250 и Уралвагонзавода в освоение космического пространства.
Подвижные заправочные средства, произведенные на УВЗ, обеспечили успешный запуск ракетыносителя «Восток-1», положивший начало пилотируемой космонавтике, и последующих стартов кораблей серий «Восток» и «Восход». С 1959 года специалисты ОКБ-250 вплотную приступили к покорению вакуума. В начале 1960-х годов началась разработка эффективной базовой конструкции ракеты-носителя «Союз», которая совершенствовалась на протяжении 1970-1980-х годов. Результатом стало создание исключительно надежной ракетнокосмической системы — основы космических программ пилотируемых полетов СССР. Появление «Союза» потребовало реконструкции системы хранения и заправки жидкого кислорода и азота на космодроме «Байконур». Однако главный конструктор ОКБ-250 сумел обосновать эффективность создания стационарной системы вместо транспортных средств заправки. В 1965 году тагильские криогенщики стали участниками программы создания ракеты-носителя нового типа с высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками — «Протон». Потенциал ОКБ-250 и криогенного производства Уралвагонзавода был задействован и в новой государственной программе облета Луны и высадки на нее космонавта — «Н1ЛЗ». С 1966 года тагильчане работали над созданием комплекса средств доставки, хранения и заправки жидким кислородом и водородом особой чистоты лунного орбитального комплекса (ЛОК) РН «Н1-ЛЗ». В 1968-1969 годах на «Байконуре» впервые было успешно испытано оборудование для хранения и заправки жидкого водорода — самого эффективного, но чрезвычайно взрывоопасного ракетного топлива. Но его транспортировка на космодром требовала создания особой железнодорожной цистерны, за разработку которой также взялся коллектив ОКБ-250.
Самой напряженной работой Мефодий Николаевич Веремьев и его коллектив считали участие в программе ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Веремьев принял новый заказ с воодушевлением. С 1976 года как конструкторы, так и работники многих цехов УВЗ оказались обеспечены, без преувеличения, уникальной работой. Они создали оборудование азотообеспечения универсального комплекса «стенд-старт» и стартового комплекса ракеты-носителя, систем хранения и заправки жидким водородом и кислородом корабля «Буран». По воспоминаниям ветеранов КБ, при работе над проектом часто «создавалась сверхкритическая обстановка». Чтобы найти решение проблемы, нужно было обладать особенным веремьевским характером. «Это энергичный, пробойный человек, непосредственно участвовавший во всех начинаниях, вносивший свою лепту в каждый проект, умевший поднять и мобилизовать коллектив. Он сохранял воинственность даже в тяжелые для него периоды обострения отношений с директорами, находил поддержку в министерстве и у таких корифеев, как Королев, Бармин, Глушко и др. Веремьев умел активно нападать и рьяно защищаться даже в очень неравных сражениях, он становился ярым и бескомпромиссным. А вот поздравить на торжественных сборах свой коллектив он не мог, у него дрожали губы и глаза застилали слезы…» — вспоминал его заместитель Аркадий Петрович Сац. В целом созданная под руководством Веремьева техника низких температур оказалась востребованной во всех космических программах Советского Союза. Накопленный огромный опыт Мефодий Николаевич обобщил в диссертации «Разработка конструкции оборудования и технологии по транспортировке, хранению и применению криогенных продуктов, используемых в ракетно-космической технике». Ее успешная защита прошла 30 ноября 1979 года. Конструкторское бюро, руководимое Веремьевым, и криогенное производство, прозванное в народе «Малой землей Вагонки», превратились в центр научной и технической мысли, школу подготовки высококвалифицированных кадров. Накопленный потенциал стал базой для участия в отечественных космических программах конца XX и начала XXI века ОАО «Уралкриомаш» — наследника веремьевского КБ. А разве могло быть иначе, если жизненным принципом главного конструктора Мефодия Веремьева были слова: «Эх, хорошо, когда работа есть!». Не стало М.Н. Веремьева 16 мая 1993 года в Нижнем Тагиле. На доме, где он жил, установлена памятная доска, а на территории предприятия — бюст конструктора.
Фото: http://historyntagil.ru/